История храма

Монастырь с основания до 1764 года

преп. Сергий НуромскийПервоначально на месте Спасо-Нуромской приходской церкви был монастырь. Нельзя сказать точно дату его основания, но можно предположить, что возник он в конце XIV века, когда пришел на это место преп. Сергий, впоследствии именуемый по месту совершения духовных подвигов Нуромским. Ему понравился высокий берег речки Нурмы скрытый вековыми деревьями от посторонних глаз. Вознеся пламенную молитву ко Господу, он поставил крест и устроил для себя келью-часовню.

Постепенно стали приходить к нему «жаждущие спасения душевного»: одни – получить наставление для жизни в суетном мире, другие наоборот – остаться здесь и, вручив себя в руки наставника становиться воинами Христа. С любовью принимал преп. Сергий всех приходящих, уразумев в этом волю Божию, и когда собралось к нему около сорока человек, то построили небольшой деревянный храм в честь «Всемилостивого Спаса на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста и обитель общежития»[3]. Это событие произошло в 1391 году.

До всероссийского прославления  преподобного Сергия (1584−1585 гг.) в монастыре находился только один деревянный храм, правда, над могилой преподобного был устроен придел во имя Введения Божией Матери. Вотчина монастыря состояла из двух деревень: Сидоровской и Гурылева. После прославления Сергия в лике святых увеличилось число его почитателей, стало улучшаться финансовое состояние монастыря. Бывший в то время настоятелем монастыря – строитель Матфей строит вторую деревянную церковь (теплую с трапезой) во имя Рождества Христова и приделом во имя св. Николая Чудотворца. Интересен факт, что жалованной грамотой «Царя и Великого князя Феодора Иоанновича от 1585 года, в числе деревень, пожалованных Спасо-Нуромскому монастырю, написано: «… деревня Грязовица, на речке Грязовице, а в ней пашни двадцать шесть четвертей в поле…»[10]. В описи 1616 года о состоянии храмов записано «обе церкви – Происхожденская и Христорождественская – были каждая «о двух верхах»; при них была колокольня деревянная и на ней три колокола: два больших и один зазвонный; церкви были достаточно снабжены всякими принадлежностями и утварями, хотя и не богатыми»[11].

Каково же было число братии? «В сотных грамотах и выписях из писцовых книг 1620 — 1630 г., выданных властям, указано количество монашеских келий. Так, …в Спасо-Нуромском — 7 (около 15 человек)…»[12]. При игумене Варфоломее (1673 — 1679 гг.) вместе с казначеем и житником, 8 старцев, 4 монастырских слуги, один казенный дьячек, 4 дьячка церковных и 8 монастырских служебников. Всего 25 насельников. В этот период обитель обносится со всех сторон деревянной оградой, крытой тесом. Построены новые святые врата, и над ним колокольня с семью колоколами, сделаны новые кельи. «Кроме обычных хозяйственных построек; было сто торговых лавок и при них «изба и сарай на приезд торговым людям» последнее показывает; что в старину существовал при монастыре не малозначительный торжок»[13]. На речке стояла мукомольная водяная мельница, принадлежащая монастырю. В 1700 году от попадания молнии сгорела со всем имуществом Христорождественская церковь. По жалованным грамотам монастырская вотчина насчитывала 20 деревень и в них 153 двора. К 1733 году монашествующих осталось 9 человек. «После упразднения монастырских штатов и разделения монастырей на классы, монастырь сей в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь»[14]. В монастыре на тот момент находилось 3 монашествующих и столько же бельцов: священник, дьякон и пономарь, первые были размещены по монастырям, а последние оставлены в приходе.

Приходская церковь с 1764 по 1917 гг.

После обращения монастыря в приходскую церковь, деревянные храмы были разобраны и на пожертвования прихожан с 1795 по 1816 год, была построена и освящена двухэтажная каменная церковь, выполненная в византийско–русском стиле, с четырьмя престолами.Спасо-Нуромская церковь, фото начала 20 века«В верхнем этаже – Настоящий во имя Происхождения Честных Древ,− и в приделе, устроенном в трапезе по правую сторону во имя Николая Мирликийского Чудотворца; а в нижнем этаже – Настоящий во имя преподобного Сергия Нуромского Чудотворца, где почивают под спудом и Святые Его Мощи,− и в приделе, устроенном в трапезе по правую же сторону, во имя Рождества Христова»[15].

«Оклад храма» − так раньше называли внешний вид, а так же его внутреннее устроение подробно изложены в «Историческом и статистическом описании церквей Вологодского, Грязовецкого и Кадниковского уезда» составленном в 1859 году. «В вышину от подошвы до кровли храм имеет 7 сажень[16], а до оконечности креста 13 сажень; в длину 15 сажень, в ширину 6 сажень. Верх церкви увенчан пятью средней величины деревянными круглыми главами, обитыми белым листовым железом. Кровля на сводах церкви со всех сторон на середине дуговая; железная; образующая собою подобие креста, посреди коего возвышается купол в виде шатра, который, равно алтарь и трапеза покрыты железом. Наружные стены церкви гладкие с пилястрами и наличниками у окон, выкладены из сплошного кирпича гладкого и выбелены; толщиною они с лишком в две аршины. По средине церкви для отличия верхнего и нижнего этажей опоясано одиночным зубчатым карнизом выделенным из кирпича. Алтарь полукруглый – пятигранный, длиною 3 сажени, шириною 5 сажень, а вышина его равняется с трапезою, колокольня построена над папертью, каменная, четырехгранная, об одном этаже, поверхность коей венчается куполом, оканчивающимся высоким шпилем  и деревянным осьмиконечным крестом, который, равно, шпиль и купол обиты белым листовым железом. На ней 8 колоколов, из коих большой 104 пуда[17] 33 фунта[18], … во всех же колоколах приблизительно весу до 177 пудов. С западной стороны колокольни устроен деревянный придел, снаружи обитый тесом и оштукатуренный, ширина коего равняется ширине храма, а длина 2 сажени с полуаршином. Пред входом в оный придел с южной стороны деревянное крыльцо с четырьмя такими же колоннами поддерживающими зонт. С этого крыльца чрез одиночную дверь открывается вход в нижнюю церковь на право в заворот, а в верхнюю прямо ведет широкая ступенчатая деревянная о двух поворотах лестница»[19].

Внутри храм состоит из четырех частей: алтаря, храма, трапезы и паперти. Каждая часть отделена одна от другой толстыми каменными стенами имеющими пролеты. «Алтарь имеет пространство в длину 2 сажени 12/7  аршина[20], в ширину 4 сажени; храм в длину 4 сажени 1 аршин, в ширину 4 сажени ¼ аршина; трапеза в длину 3 сажени 1 ¾  аршина, в ширину 4 сажени 1 ¼ аршина; паперть в длину 1 сажень 1 ¼ аршина, в ширину 4 сажени 1 ¼ аршина; от восточной стены алтаря до западной стены паперти всего с простенками 13 сажень 22/4 аршина»[21].

На втором этаже храм образует почти правильный квадрат. Алтарь оканчивается полукружием, которое освещается тремя окнами; храм освещается 8 окнами в два света по 4 на сторону, трапеза тремя меньшего размера, из коих одно окно на северной стороне и 2 на южной; паперть же освещается одним окном с южной стороны. Стены в храме были гладкие, с вытянутым зубчатым карнизом, оштукатурены и выкрашены в розовый цвет, а свод и карнизы в зеленый с желтыми клеймами. В алтаре и трапезе стены и своды были белыми. Низ во всех частях храма на высоту в 2 аршина был покрашен голубой масляной краской.

приходская Нуромская церковь, начало 20 векаГлавный иконостас был трехъярусный столярной работы, покрыт сусальным серебром и украшен восьмью по четыре в первом и втором ярусах высокими колоннами, украшенными позолоченной резьбой. Нижний ярус занимали местные иконы; второй (в клеймах) − главные праздники христианской церкви. В третьем ярусе посередине большая икона Коронования Божией Матери. По сторонам лики Апостолов, начиная с Первоверховных, верх венчался Распятием. Среди местных икон выделялись две старинного письма: «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста» и «Преп. Сергия Нуромского с чудесами». Царские врата также были украшены позолоченной резьбой; над ними в углублении сень посеребренная, украшенная золочеными звездами, в виде звездного неба. Среди церкви висело хрустальное паникадило о двух ставах, а пред местными иконами четыре высеребренные медные большие лампады. Иконостас Николаевского придела, покрытый белой краской, был украшен четырьмя колоннами темно голубого цвета с позолоченной резьбой.

Внутри первого этажа все было подобно верхнему этажу, кроме сводов, которые были стрельчатыми, покоящимися на толстых в 2 аршина простенках, а в паперти – пазуховый. Алтарь освещался тремя окнами, храм шестью по три на сторону, в других частях окна расположены также как и в верхнем этаже. Стены оштукатурены и покрашены в алтаре зеленой, в церкви светло голубой, а в трапезе пилевою краской на клею. Низ обведен каймою, выкрашенной голубою лазурью на масле.

Иконостас двухярусный, столярной работы, был выкрашен темно-голубой краской и украшен четырьмя позолоченными резными колоннами; царские двери  резные позолоченные; все иконы в иконастасе старинного письма кроме Тайной Вечери над царскими вратами. Перед иконостасом на сводах написаны 3 больших отдельных клейма. На центральном изображение Господа Сафаофа с благославляющими руками; на правом преподобный Сергий Нуромский Чудотворец; на левом преподобный Павел Обнорский.  «… Здесь почивают под спудом мощи сего преподобнаго; рака над ним столярной работы, покрытая сусальным серебром и украшенная золоченою резьбою, утверждена на четырех золоченых колоннах; на плафоне этой сени образ Спасителя, писанный на полотне»[22]. В трапезе – в приделе  Рождества Христова  иконостас новый столярный, покрыт светло-голубой краской и украшен четырьмя полуколоннами мраморного цвета и золоченою резьбой. Пол во всех частях деревянный, кроме алтаря в котором был настлан чугунными чеканными плитами в 1817 году. Во всех местных иконостасах и других местах иконы в серебряных ризах.

Через тридцать три года после освящения приходского храма началось обустройство его территории, закончившееся в 1853 году. Издалека казалось, что на взгорке раскинулся монастырь с белыми стенами и башенками. «Историческое и статистическое описание церквей» сохранило для нас подробности этого видоизменения.

«А) Святые ворота каменные, устроены в виде арки с двумя входными по сторонам калитками. Лицевая их сторона украшена четырьмя большими полуколоннами, которые, равно и вся лицевая стенка с карнизами обштукатурена и чисто выбелены. Верх арки увенчан небольшою круглою главою и четвероконечным крестом, обитым белою жестью, а уступы ( коих по 6 на сторону ), покрыты черным железом и выкрашены зеленою краскою, равно и калитки покрыты жестью.

Б) Ограда кругом кладбища каменная же с 3 наугольными с северо-восточной, северо-западной и юго-западной стороне, фигурными башнями, увенчанными куполами, а юго-восточный угол ея занимает каменный флигель; башни покрыты черным листовым железом, выкрашеным зеленой краскою, а маковки и шейки на них обиты жестью. Окружность ограды составляет 170 сажень, толщина оной в один аршин, а вышиной в 2 аршина. Лицевая сторона ограды и северо-восточная башня обштукатурены и в приличных местах выкрашены желтою краскою; ограда покрыта тесовой кровлею и выкрашена охрою на смоле.

В) Каменный флигель, устроенный, как сказано выше на юго-восточном углу ограды, имеет в длину 4 сажени, в ширину 3 сажени 1 ¼ аршина, в вышину 4 аршина; внутренность его обштукатурена и чисто выбелены, а внешнии стены спереди выкрашены желтою краскою, а прочие отбелены известкою; крыша на нем тесовая; выкрашена охрою на смоле.

Г) Между флигелем и святыми воротами, стоящими в средине ограды по восточной лицевой стороне, на пространстве 30 сажень, устроено 18 каменных лавок с деревянным навесом, поддерживающимся 15 деревянными колоннами; во всех лавках двери створчатые на больших железных петлях с висячими замками»[23]. Кроме каменных построек были построены деревянные келья для жительства сторожа и деревянный амбар для хранения хлеба, оба покрытые тесом.

Спас-Нурма, схема, обозначены места, где были расположены монастырь и часовниПо Указу Вологодской Духовной Консистории в 1856 году восстановлены две деревянные часовни. «Первая в поле сей церкви на пути к Павло-Обнорскому монастырю, вторая близ реки Нурма,… Первая построена с давних времен, как предание говорит на том самом месте, на которое преподобные: Сергий Нуромский и Павел Обнорский, ища обоюдных польз, сходились на благочестивые беседы; вторая при источнике, как видно из имеющегося при сей церкви жития преп. Сергия, ископаемым им самим, при котором были исцеления… В них есть по малому числу икон…»[24]. Третья часовня находилась при деревне Огарково на Московском тракте. Полагают, что основание ее современно устройству Спасо-Нуромского монастыря.

Святыни, принадлежащие церкви и находившиеся в ней до 1918 года.

«1) Посох преподобного Сергия, выкрашенный черною краскою, длиной в два аршина.

2) Четыре иконы:

а) Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, писанная в 1682 году с надписью внизу: «Изволением Божиим и содействием Пресвятого Духа написася сия святая икона лета 7190 году, Июля 24 дня, по вере и по обещанию вологжан посадцких людей, серебрянаго всего ряду седельцов, на память святых князей Бориса и Глеба, изуграфами Иоанном и Борисом, в славу Богу».

б) Преподобного Сергия Нуромскаго, писанная в 1696 году; на ней вверху надпись: «Образ преподобного отца нашего Сергия Обнорскаго и Нуромскаго Вологодскаго, новаго «чудотворца». Внизу иконы подпись: «лета 7196 году написася сия святая икона Июля в 28 день, при игумене Гаврииле, по обещанию вологодских посадцких людей старо-серебрянников и всего серебрянаго ряду лавочных седельцов и всего промыслу серебряники поправили и богоукрасили на память св. Апостол Прохора, Никанора и Одигитрии, изуграфами Иоанном и Борисом».

в) Божией Матери, писанная в 1692 году, с надписью на задней стороне: «Лета 7200 году, месяца Марта в 20 день ко Всемилостивому Спасу во обитель и преподобному Сергию Нуромскому чудотворцу, написан сей образ Пресвятыя Богородицы при игумене Иякове, а трудивыйся многогрешный раб Архип Иоакинфев по своих родителях в поминовение и по своей душе».

г) Преподобного Сергия Нуромскаго, с изображением древняго вида монастыря, писанная на кипарисной доске, длиною в два аршина без двух вершков, а шириною в аршин с четвертью. Время написания иконы не известно.

3) В библиотеке Спасо-Нуромской церкви находятся следующие древние рукописи и замечательные книги: а) рукописное житие преподобного Сергия Нуромского, составленное игуменом Глушицкого монастыря Ионою в 1584 году; б) рукописная служба Преподобному; в) Синодик без начальных листов, в 4 долю. В нем между прочими усопшими на листах 20, 21 и 22 записаны имена отец и братий, преставльшихся во святой обители сей, в числе коих значатся 2 архимандрита, 10 игуменов и 82 схимонаха; г) две старопечатные книги: а) Меч духовный, печатанный в Киевопечерской лавре; б) Служебник, печатанный в Москве в 1676 году; служебник этот принадлежал к келейной библиотеке преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоезерского, как видно из собственноручной его надписи и пожертвован в Нуромский монастырь «на погорелое место»[25].

Храмовые праздники и крестные ходы.

Храмовых праздников по количеству престолов было четыре: 7 октября по старому стилю память преподобного Сергия Нуромского; 6 декабря (ст. ст.) – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца; 25 декабря (ст. ст.) – Рождество Христово; 1 августа (ст. ст.) Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В эти дни службы проходили особенно торжественно. Храм был переполнен.

На 1 августа ежегодно проходили молебны в часовне, построенной близ реки Нурмы на источнике.

С конца XVII века к некоторым храмовым праздникам стали приурочивать торжки (ярмарки). «Торгуют по три дня… стечение народа бывает посредственное, из одних близлежащих… волостей. На оные приезжают из Вологды мещане с разными мелочными товарами для крестьянства потребными, а иных дорогих товаров не привозят»[26]. Подтверждает эти строчки и «Историческое и статистическое описание церквей, 1859 года»: «… в 9-ю пятницу по Пасхе, в 1 число Августа в храмовый праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и в 7-е число Октября на память Преп. Сергия Нуромского Чудотворца с давних времен бывают по 2 дня торжки, а в зимнее время, начиная с Грязовецкой Александровской  ярмарки до последнего зимнего пути торгуют каждонедельно по вторникам; для чего и устроены каменные лавки»[27]. Со свойственной торжкам суетностью подрывался молитвенный настрой населения, о чем неоднократно писал в обращениях к главе уезда настоятель храма. Обращения были услышаны, ярмарки впоследствии не проводились.

«Указом Вологодской духовной консистории от 21 июля 1905 года за №5882, последовавшим вследствии прошения настоятеля монастыря (Павло-Обнорского), игумена Никона, и причта Спасо-Нуромской приходской церкви,… с благословения преосвященного Алексея, в ознаименование тесного союза святой любви преподобных отец: Павла Обнорского и Сергия Нуромского, выражавшейся в сопровождении первым последнего до владений его бывшей обители, после посещения пустынного уединения Павлова, утверждены ежегодные крестные ходы во дни храмовых праздников: Святой Троицы – в Павло-Обнорский монастырь из Спасо-Нуромской церкви и 1 августа – из Павло-Обнорского монастыря в бывшую обитель преподобного Сергия Нуромского»[28]. Во время крестного хода паломники проходили к часовне в поле с пением тропарей и величаний нуромским преподобным.

Клир.

С 1768 года церковь являлась двуклирною, это значит «при ней находилось два священника, дьякон и два комплекта церковнослужителей; но в 1831 году, по распоряжению Епархиального Начальства, обращена в одноклирную, а указом Святейшего Синода, последовавшем в 1846 году, из клира ея, сообразно числу ея прихожан исключена и дьяконская вакансия»[29].

Известно, что служил в этой церкви о. Константин Нуромский, «урожденный на Нурме»[30], в 1908 году он был уже больной. После него был о. Николай Манаков.

Приходская церковь с 1917 по 1930 год.

Изменения в церковной жизни начались после выхода декрета Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и появления 24 августа 1918 года инструкции «О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковное имущество после совершения его описи становилось собственностью государства. Приход становился действующим и мог получить в бесплатное пользование церковное и богослужебное имущество, если формировалась религиозная община не менее 20 человек, готовая взять его под свою ответственность. С ней заключался договор. Такая община была и у Спасо-Нуромской церкви. Жизнь прихода протекала обычно по церковному календарю.

«Притча по штату положено: священник, диакон и псаломщик»[31]. Священником на приходе был о. Константин Ципелев. Он родился 29 августа 1876 года в семье диакона.  После окончания курса Вологодской Духовной Семинарии в 1897 году, «один год состоял учителем в одноклассной школе. С 1898-1901 год состоял диаконом при Зосиме-Савватиевской Лапшинской церкви Никольского уезда. С 1901-1916 год состоял священником при Успенской Чернецкой церкви Грязовецкого района. По прошению в 1916 году, 1 ноября,  перемещен в Спасо-Нуромскую церковь. Из наград имеет набедренник, скуфию, камилавку и наперстный крест. Последним награжден в 1926 году»[32]. Проживал он в собственном доме с женой Любовь Алексеевной и детьми: Екатериной, Дмитрием и Александрой. Диакон Алексей Автономович Либровский в клире храма был с 1904 года, куда также был переведен по своему прошению из Томашской Благовещенской церкви, Кадниковского уезда. 3 мая 1929 года награжден двойным орарем. У него с супругой Екатериной Константиновной было две дочери Аполлинария и София. Анатолий Рафаилович Жуков был псаломщиком. Известно, что родился он 11 апреля 1891 года. В 1903 году выбыл из 1 класса Вологодского Духовного училища. В возрасте 13 лет стал послушником Павло-Обнорского монастыря. В 1914 году  стал  псаломщиком при Богородицкой-Корневской церкви, Кадниковского уезда. «С 1916 -1918 гг. состоял на военной службе. С 1921 года состоит псаломщиком  при сей церкви. В 1929 году, 15 сентября посвящен в стихарь»[33]. Клир, как большинство в Грязовецком уезде, отрицательно относился к «обновленчеству» − прогрессивному движению среди духовенства, строго придерживался позиции патриарха Тихона.

Для многих южных районов страны 1921 год стал неурожайным. Этому способствовала неслыханная засуха в Поволжье. Страну, кормившую хлебом многие страны, поразил голод грозящий перерасти в национальную катастрофу. На призыв патриарха о помощи голодающим откликнулись многие приходы, в том числе и Спасо-Нуромский. Но активная позиция православной Церкви в деле помощи голодающим Поволжья подрывала авторитет молодой советской власти, которая решила продолжить её разрушение. С выходом декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года началась компания по изъятию церковных ценностей. 22 мая произошло изъятие в Спасо-Нуромской церкви. Как писал в «Докладе о деятельности Грязовецкой комиссии по изъятию церковных ценностей» её председатель: «… изымалось почти все серебро за исключением лишь некоторых богослужебных сосудов и то в тех случаях, когда не представлялось ни какой возможности их заменить. Остальные же предметы целиком изымались, за что говорит сама цифра изъятого серебра с уезда – 36 пудов 10 фунтов, который богатыми церквами не отличается. К просьбам о замене тех или иных сосудов серебром домашнего обихода комиссия относилась крайне осторожно, но удовлетворяя лишь самые существенные из них и то если замены выгодны, например, если вместо вещи в 2 фунта дают серебра 8-9 фунтов»[34]. Даже сомнительные предметы, похожие на серебро или золото увозились в Госхран. Сюда же подпадали предметы, имевшие художественную ценность.

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фото

К моменту изъятия ценностей церковнослужители должны были предоставить подробную опись церковного имущества. Как ни странно, но благодаря этой описи через семьдесят с лишним лет было определено точное местонахождение святых мощей преподобного Сергия Нуромского.  Приведем малую часть содержания этой сохранившейся описи. «… В теплом храме, в престоле преп. Сергия Нуромского в иконостасе иконы: царские двери с пятью живописными изображениями, по правую сторону: иконы: 1) Спасителя с предстоящими Сергием Радонежским и Павлом Обнорским; 2) Архистратига Михаила; 3) Сергия Нуромского. По левую сторону икона Божией Матери с предстоящими Корнилием Комельским и Иннокентием Комельским; северные двери икона Архистратига Гавриила; 3) Икона Николая Чудотворца. Все иконы большого размера, живописной работы с вызолоченным полименту…

Рака Святых мощей преподобного Сергия находится  за левым клиросом от главного иконостаса в 6 аршинах, медная под серебром, с четырьмя иконописными клеймами. На раке изображение преподобного в меру возраста, писанное на доске, медной высеребренной ризы с чеканными полями и позолоченным венцом. В 1895 году вместо существовавшей сени над ракою Преподобного, устроен резной с позолотою на полименте балдахин на четырех колоннах. Пожертвована прихожанкою деревни Выпуск Надеждою Васильевой Скворцовой…

В иконостасе придела Рождества Христова. По сторонам Рождество Христово, Спасителя с предстоящими и коленопреклоненными Вологодскими чудотворцами.

Верхний храм: в иконостасе верхнего храма иконы: царские двери, по правую сторону – моление Спасителя о чаше, икона Спасителя с коленопреклоненными Павлом Обнорским и Сергием Нуромским, икона греческого письма Происхождения Древ Креста Господня, написана в 1682 году. По левую сторону: икона Благовещения Божией Матери, икона Божией Матери с предстоящими Арсением и Корнилием Комельскими…»[35]. За отказ сдать некоторые церковные ценности её настоятель отец Константин Ципелев содержался под стражей[36].

иеромонах Николай (Воропанов)После закрытия Павло-Обнорского монастыря последовавшего на Вербное воскресенье 1924 года и до 1926 года в селе Спас-Нурма проживал и вел службы казначей обители иеромонах Николай (Воропанов). Спустя четыре года он будет арестован по обвинению в «контрре­волюционной агитации» за распространение литера­туры духовного содержания и сослан на 3 года в Котласские лагеря[37]. После возвращения обоснуется в г. Тутаеве, где он «почитался как старец, к нему приезжали за советом из дальних мест: Вологды, Ярославля, Данилова, Рыбинска и других»[38]. В 1941 году, 12 мая он вновь будет арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 3 сентября 1941 года[39]. Духовным чадом отца Николая был известный ярославский старец архимандрит Павел (Груздев).  В 90-х годах отец Павел вспоминал: «Повели нас на расстрел – отец Николай, отец Александр, отец Анатолий, мать Олимпиада и я. Отец Николай наклонился ко мне и сказал: «Главное – верь в Бога. Павлуша! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь!»[40].

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фотоВ Государственном Архиве Вологодской области сохранилась «Клировая ведомость церкви Всемилостивого Спаса Вологодского округа на р. Нурме, Грязовецкого уезда за 1929 год». Написанная рукой отца Константина она открывает количественную сторону прихода «… верующих правоспособных быть членами (исполнилось 18 лет) общины – 1262 человека. В деревнях: Ермолино — 100, Дор — 96, Мышкине — 64, Мартьянове — 66, Свининине — 95, Боброве — 76, Тимонине — 121, Дядинском — 91, Лукине — 125, Алферове — 65, Высоково — 126, Початкове — 55, Посадниково — 24, Сидоровском — 66, Половозе — 55, Выпуске — 18, Страхове — 19. За год родилось − 122, брачующихся – 16, умерших – 98… Число бывших у Исповеди и Св. Причастия – 580 человек»[41].

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фото25 февраля 1930 был арестован настоятель прихода о. Константин Ципилев. Ему вменялась «кон­трреволюционная агитация» за то, что он «без ведома и разреше­ния сельсовета ходил по деревням, устраивал со­брания. Убеждал крестьян приходить в церковь. 26 июля 1930 г. по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан в Северный край на три года… 12 апреля 1990 − реабилитирован»[42].  Так же были арестованы диакон и псаломщик. Дальнейшая их судьба неизвестна. За арестом церковнослужителей последовало закрытие храма. Иконы, богослужебные предметы, одежды передавались по запросам действующих православных приходов в их распоряжение. Так икона XVII века размером 201×68,5 с редким изображением преподобного Сергия Нуромского находящаяся на его раке сначала попала в Крестовоздвиженскую церковь города Грязовца, а затем в коллекцию древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника[43].

В 1998 году прихожанка вновь открывшегося храма Анна Алексеевна Смирнова, проживавшая в д. Ермолино вспоминала, что «звонарем церкви был в то время Николай Михайлович Романов, по прозвищу “Карпуша”. Это прозвище он получил из-за своей ноги. Николай Михайлович умер во время войны. Постоянным же звонарем был сторож Алексей»[44]. Она же показала место, где по ее словам находилась часовенка, построенная на месте расставания преподобных Павла и Сергия. Это место имеет округлую форму, напоминающую форму часовенки – шестиугольник. Рядом с ним растут две сосны, имеющие один корень напоминающие  о двух преподобных имеющих одного духовного отца преподобного Сергия Радонежского.

Составил Сергей Румянцев.

Примечания

[1] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1878 г.,№3, С. 58

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] «Жития русских святых», Тутаев, Православное Братство св. блг. Князей Бориса и Глеба,2000, т.2, С.248.

[5] Там же, С.249.

[6] Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 2009, С.227.

[7] Там же.

[8] Там же, С.228.

[9] Там же, С.229.

[10] Вологодские Губернские Ведомости, 1848 г., №19, С.209.

[11] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1878 г., №3, С. 60.

[12] Шамина И.Н. Из истории Вологодских монастырей XVI — XVII века (состав насельников). ж. Отечественная история. 2003г. №1. С. 142.

[13] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1878 г., №3, С. 61.

[14] Государственный Архив  Вологодской Области, Ф.1063, оп.1, Д. 1280, л.1

[15] ГАВО, Ф.883, Д.167, л.26.

[16] Сажень – старинная мера длины, 1 сажень равна 2,1336м.

[17] Пуд – старинная мера веса, 1пуд равен 16,38 кг.

[18] Фунт — старинная мера веса, 1 русский фунт равен 0,40951241 кг.

[19] ГАВО, Ф.883, ед.хр.167, л.26-27.

[20] Аршин — старинная мера длины, 1 аршин равен 0,7112 м.

[21] ГАВО,Ф.883, Д.167, л.27.

[22] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1878 г., №3, С. 65

[23] ГАВО,Ф.883, Д.167, л.29-30.

[24] Там же, л.30.

[25] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1878 г., №3, С. 65-66

[26] Иноходцев П. Описание городов Вологодского наместничества с их округами // Городок на Московской дороге: историко-краеведческий сборник. Вологда: «Ардвисура», 1994, С. 205.

[27] ГАВО,Ф.883, Д.167, л.30.

[28] Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь: исторический очерк. Вологда, 1914, С.180.

[29] Вологодские Губернские Ведомости, 1848 г., №19, С.209.

[30] Вологодские Епархиальные Ведомости, 1908 г., №7, С.172.

[31] ГАВО, Ф.1063, оп.1, Д.1280, Л.1.

[32] Там же, Л.1 об.

[33] Там же, Л. 2 об.-3.

[34] ГАВО, Ф.485, Оп.1, Д.24, Л.433-433об.

[35] Там же, Л.572-580 об.

[36] «За веру Христову».  Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918 – 1951). Биографический справочник. Архангельск: Православный издательский центр, 2006, С.591.

[37] Государственный Архив Ярославской Области, Ф. С –13145, д. № 5112, т.1, Л.8-9.

[38] «Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска», изд. «Отчий дом», М.2002, С.60.

[39] ГАЯО, Ф. С –13145, д. № 5112, т.3, Л.323.

[40] Последний старец. Ярославль. «Китеж», 2004, С.227.

[41] ГАВО, Ф.1063, Оп.1, Д. 1280, Л.3об.

[42] «За веру Христову».  Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918 – 1951). Биографический справочник. Архангельск: Православный издательский центр, 2006, С.591.

[43] Петрова Т. Г. Две редкие иконы из коллекции древнерусской живописи Вологодского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Вологда: краеведческий альманах, Выпуск 4. Вологда. «Легия», 2003.

[44] Архив Румянцева С.А., Видеозапись воспоминаний Анны Алексеевны Смирновой, 1998.