Преподобный Сергий Нуромский по происхождению был греком, постриженником Святой горы Афонской.
Здесь же, на Афоне, он был рукоположен во иеромонаха. И в этом сане пришел в радонежские леса к преподобному Сергию где-то во второй половине XIV века[1]. Больше о его жизни до прихода к радонежскому игумену ничего неизвестно. Согласно святителю Димитрию Ростовскому, Сергий Нуромский пребывал «у великого Российского светила Сергия под паствою долгое время»[2]. Упражняясь в подвигах, молитвах, совершении добрых дел, Нуромский чудотворец окреп и стал внутренне готов к подвигу пустынножительства. На этот подвиг он испрашивает благословение великого Сергия и приблизительно в 1386 – 1389 годах приходит в Нуромские пределы, где и поселяется, избрав местом своего подвига «область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами»[3] близ реки Нурмы. В этом же месте, в четырех верстах от него, подвизался другой ученик великого Сергия – Павел.
Время прихода Сергия на Нурму (1386 – 1389 годы) определено исходя из слов А. Воскресенского о том, что преподобный Павел Обнорский прожил в дупле липы три года, а в 1389 году «по некоему тайному извещению» «перешел в соседнюю Обнорскую треть, и здесь, на правом берегу реки Нурмы»[4] поселился. Сергий же Нуромский, по свидетельству того же А. Воскресенского, «водворился в этой пустыне еще тогда, когда отшельник Павел обитал в дупле липы»[5].
На избранном месте Сергий воздвигает крест, ставит часовню, строит небольшую келью, со временем неподалеку выкапывает колодец. С великим терпением он подвизается много лет, перенося нападки бесов и злых людей. Житие сохранило два случая нападения на Сергия разбойников. В первый раз они жестоко избили его и, оставив полуживого, ушли, не найдя никаких сокровищ, разворотив келью, часовню, вывернув крест. Во второй раз Господь чудесным образом избавил своего угодника: страх и ужас объял разбойников, и они с криками выбежали из кельи и уже более никогда не досаждали святому. Житие сохранило слова преподобного: «Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда»[6].
Постепенно весть о Сергии распространилась по округе, и к нему стали приходить люди. Когда собралось около сорока человек[7], желавших остаться жить вместе с преподобным, он приступил к постройке церкви во имя Всемилостивого Спаса, в память происхождения Честного Его и Животворящего Креста, а также келий для братии. Так образовался монастырь.
Примерно в это же время происходит встреча преподобного Сергия с преподобным Павлом. Святые становятся друзьями и духовными наставниками друг другу. Сергий становится духовником Павла. Преподобный Павел обретает возможность причащаться Святых Христовых Тайн.
Незадолго до своей кончины в последнюю встречу святых угодников Сергий благословляет Павла устроить монастырь в честь Святой Троицы на том месте, где Павел видел необыкновенный свет и слышал колокольный звон в Пасхальную ночь. В помощники Павлу Сергий благословляет своего ученика Алексея, который и стал первым игуменом устраиваемой обители.
Достигнув глубокой старости, претерпев тяжелую болезнь, 7 октября (по ст. стилю) 1412 года, в день памяти честных мучеников Сергия и Вакха, приобщившись Святых Тайн преподобный Сергий предал свою чистую душу Богу, преподав пред своей кончиной последнее поучение братии. «Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но прибывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14,21). Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы Он наставил вас всякому благому делу, ибо начало премудрости страх Господень (Прем.1, 7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гаев в сердце свое, вы с любовью уговорите его, ибо сказано: Солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4,26). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны»[12]. Братия погребли тело своего пастыря близ созданного им самим храма Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня.
Спустя много лет по преставлении святого, он трижды являлся в сонном видении одному из монахов своей обители Никифору, показал место своего погребения и повелел сказать игумену и братии, чтобы очистили место сие, «ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо»[8]. По обретении святых мощей, началось почитание преподобного, у гроба его стали совершаться чудеса. В житии, датируемом 1584 годом, приведено 104 чуда[10]. Первоначально жизнь преп. Сергия была рассказана его учеником и первым игуменом Павловой обители Алексеем, иноку Антонию. Он пересказал ее иноку Геннадию, с его слов игуменом Обнорского монастыря Протасием впервые была изложена на бумаге жизнь подвижника. Свиток, содержащий в себе повесть о нуромском игумене был доставлен Глушицкому игумену Ионе, который и составил в 1584 году «Житие» преп. Сергия. По всей вероятности и прославление в лике святых было в том же году, или в 1585, «так как в 1583 году над гробом его уже пели молебны, …в жалованной же царской грамоте 1585 года он называется «новоявленным чудотворцем»[9, 11].
В настоящее время мощи преподобного Сергия Нуромского находятся под спудом в храме Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Память его совершается 20 октября. Также он почитается в Соборе Афонских преподобных (во 2-ю Неделю по Пятидесятнице), в Соборе Вологодских святых (в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) и в Соборе Радонежских святых (19 июля).
[1] Вологодские святые. Методическое пособие для воскресных школ. Часть 2. – Вологда, 2009. – С. 43.
[2] Житие преподобного Сергия Нуромского в изложении святителя Димитрия Ростовского // https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/873
[3]А. Воскресенский «Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь. Исторический очерк»
[4]А. Воскресенский «Преподобный Павел Обнорский, Вологодский Чудотворец, и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель»
[5] Житие преподобного Сергия Нуромского в изложении святителя Димитрия Ростовского // https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/873
[6] Житие преподобного Сергия Нуромского в изложении святителя Димитрия Ростовского // https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/873
[7] Вологодские святые. Методическое пособие для воскресных школ. Часть 2. – Вологда, 2009. – С. 43.
[8] Житие преподобного Сергия Нуромского в изложении святителя Димитрия Ростовского // https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/873
[9] Приснопамятный Павло-Обнорский игумен Протасий // Прибавления к вологодским епархиальным ведомостям (год сорок девятый), №18, 15 сентября 1913 года
[10] Вологодские святые. Методическое пособие для воскресных школ. Часть 2. – Вологда, 2009. – С. 43.
[11] Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 2009. – С. 229.
[12] «Жития русских святых», Тутаев, Православное Братство св. блг. Князей Бориса и Глеба, 2000, т.2. − С.249.